Фетишизм как социально-психологическая проблема

Повышение значимости внешней атрибутики жизни, наделение предметов сверхзначимым сверхценным смыслом – это фетишизм в широком смысле. В науке, в зависимости от области применения фетиша рассматриваются несколько видов фетишизма: товарный, эротический (сексуальный), религиозный, суеверный, денежный.

Товарный фетишизм – персонификация избранных товаров и придание им сверхсмыслов (товары – основная форма социальных связей). Современное общество, по сути, является потребительским, сознание людей утилитарно и стремится к обладанию и потреблению. Для многих единственная цель и стимул в жизни – приобретение желанных вещей, которые повышают статус человека, увеличивают значимость, создают иллюзорную мощь. В условиях, когда социум оценивает по внешним атрибутам, значимость многих человеческих качеств теряет свою ценность. Это проблема общества, которая особенно затрагивает молодежь в период активного формирования психики и социализации. Замена социальных отношений товарными, восприятие себя через призму обладания значимыми вещами ведут к дегуманизации и самой личности человека. Тогда личность не значима сама по себе со всем человеческим, что ей свойственно, человек, не обладающий значительной суммой денег, телефоном, популярной марки, дорогим автомобилем может ощущать себя неполноценным.

Стремление повысить свою значимость за счет вещей отрицательно влияет на психику молодежи. Дегуманизация человеческих отношений может запутать во всех значимых жизненных приоритетах и, прежде всего, в таком случае пострадают объектные отношения и эмоциональная сфера. Аспекты, которые часто не осознаются и ведут к проблемам в отношениях, отражены в следующих вопросах: Чем руководствоваться при выборе спутника жизни, друзей? Как относиться к близким людям, которые не обладают материальными ценностями и имеют низкий уровень жизни? Что можно делать для достижения желаемого, а чего делать нельзя? Это нравственные и моральные дилеммы, но и еще проблемы, ведущие к серьезным психологическим трудностям.

Отношения, которые были построены через призму материального или потребительского отношения к партнеру характеризуются неопределенностью, холодностью чувств, когда человек не понимает, что чувствует он сам и, что чувствует его близкий человек: отношения используются, они удобны и выгодны, но не приносят удовлетворения и рано или поздно что-то в них начнет разрушаться. В социуме также не редко можно наблюдать отношение к человеку, как к существу без индивидуальности и чувств, например в организациях, где люди, как пешки или винтики, кто-то решает, что их можно поменять местами, уволить, заменить и, при этом любые методы хороши. Не учитывается личностная составляющая сотрудника, его влияние на коллектив, а также не имеет значение то, что он чувствует. Все решает только расчет: экономия денег, замена по возрастному и гендерному предпочтению и т.д. Конечно, в условиях больших учреждений и даже страны в целом невозможно учитывать индивидуальность и чувства каждого, невозможно посылать на войну солдат и плакать о каждом, психика человека, ответственного за такие распоряжения защищает его от тяжелых чувств. Однако в повседневном общении, в отношениях, дружбе по-прежнему главное гуманизм, даже, если это и звучит старомодно.